На стратегической сессии правительство обсудило подготовку к обновлению национального проекта "Международная кооперация и экспорт", который будет реализовываться в период 2025-2030 годов. Действие текущей версии проекта завершится в этом году.
После пролонгации нацпроект будет состоять из четырех блоков:
1. Поддержка экспорта промышленных товаров
2. Поддержка экспорта продукции АПК
3. Развитие внешнеэкономической деятельности
4. Создание международной экспортной инфраструктуры
Федеральный проект по созданию международной экспортной инфраструктуры станет новшеством в обновленном проекте.
Обновленный нацпроект нацелен на достижение следующих целевых показателей:
1. Увеличение несырьевого неэнергетического экспорта до 21,1 трлн рублей (на две трети по сравнению с 2023 годом)
2. Увеличение поставок сельхозпродукции на мировые рынки в полтора раза по сравнению с 2021 годом (до 4,7 трлн рублей)
За время реализации действующего нацпроекта объем экспорта продовольствия вырос более чем в два раза, достигнув $43,5 млрд по итогам 2023 года. В настоящее время продукция поставляется в более чем 160 стран (на дружественные страны приходится 90% экспорта).
В обновленном нацпроекте будет реализован комплекс из более чем 20 мер поддержки экспортеров, который включает:
1. Льготное кредитование
2. Программы страхования
3. Меры поддержки транспортировки товаров
4. Мероприятия по сертификации и выставочной деятельности
5. Корпоративная программа повышения конкурентоспособности предприятий, ориентированных на экспорт
Акцент будет сделан на таргетированную поддержку, направленную на продвижение экспортеров на конкретные рынки дружественных стран с учетом приоритетных товарных линеек.
В обновленном нацпроекте по развитию экспорта ключевую роль отводится созданию и поддержке международной экспортной инфраструктуры. Глава Минпромторга Антон Алиханов подчеркнул, что проект предусматривает создание промышленных зон развития, портовых объектов и логистических хабов за рубежом.
Особое внимание уделяется перестройке логистики и географии поставок, поскольку, по словам Алиханова, это требует новых инфраструктурных проектов. К 2030 году планируется построить 13 объектов зарубежной инфраструктуры, а также стимулировать использование приоритетных международных транспортно-логистических коридоров, например, "Север—Юг", в направлении Южной Америки и Африки.
Эксперты отмечают, что обновленный нацпроект окажет положительное влияние на развитие экспорта российской сельхозпродукции. Гендиректор агрохолдинга "Степь" Андрей Недужко выделяет следующие важные меры поддержки:
• Субсидирование производства, перевозок и оформления сельхозпродукции.
• Развитие инфраструктуры: наращивание мощностей портовых терминалов, их модернизация, увеличение пропускной способности железнодорожных путей и автомобильных дорог.
• Создание и совершенствование платежных систем и механизмов для обеспечения международных сделок.
• Продвижение сельхозпродукции на рынки дружественных стран и поддержка отечественных экспортеров на уровне государства.
Исполнительный директор "Ринкон Менеджмент" Константин Корнеев считает, что одной из наиболее перспективных мер поддержки является развитие зарубежной инфраструктуры, поскольку она обеспечивает стабильность присутствия российской продукции на целевых рынках.
Независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут уверен, что все меры поддержки важны, так как направлены на решение проблем всех экспортеров, но особое внимание стоит уделить развитию инфраструктуры за рубежом. Для успешного продвижения товаров необходимы базовые условия для закрепления на соответствующей территории.
В целом, обновленный нацпроект направлен на повышение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке, создание новых возможностей для экспортеров и поддержку ключевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство.
В интервью «Агроинвестору» Мария Жебит, директор по связям с общественностью Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), высказала мнение о важности государственной поддержки для развития экспорта молочной продукции. По ее словам, ключевыми мерами должны стать:
Финансовые меры:
• 100% субсидирование логистики: компенсация расходов на доставку продукции, которые сегодня значительно увеличивают себестоимость и снижают конкурентоспособность на зарубежных рынках.
• Льготные кредиты: доступные кредиты для экспортно ориентированных компаний, чтобы стимулировать инвестиции и развитие производства.
• Возмещение части инвестиционных затрат: поддержка строительства и модернизации экспортно ориентированных производств сухих молочных продуктов, необходимых для увеличения объемов экспорта.
• Субсидирование страхования, сертификации и выставочной деятельности: снижение затрат на эти процессы, которые важны для выхода на новые рынки и получения доверия партнеров.
Нефинансовые меры:
• Создание и поддержка промышленных зон развития: создание специализированных площадок для экспортно ориентированных предприятий.
• Развитие портовых проектов и логистических хабов за рубежом: обеспечение эффективного экспортного логистического канала.
• Страновые гиды, работа сельхоз-атташе, организация бизнес-миссий: предоставление информации о рынках, помощь в установлении контактов и продвижении продукции.
Алексей Корбут, эксперт, отмечает, что пока нет ясности по поводу финансирования агроэкспорта. Неизвестно, будут ли выделены дополнительные средства или же экспорт будет финансироваться за счет бюджета Минсельхоза.
Корбут также высказывает сомнения по поводу эффективности субсидирования кредитов за счет экспортных пошлин, так как поступления от них сокращаются.
Он опасается, что аграрные приоритеты могут потеряться на фоне других отраслей, и каждое министерство будет продвигать свои направления.
В целом, эксперты сходятся во мнении о необходимости государственной поддержки для развития экспорта молочной продукции. Однако, они подчеркивают важность прозрачного и эффективного механизма финансирования, а также комплексного подхода, который должен учитывать все аспекты агроэкспорта.
Вы торговая организация сельхоз техникой, или продукцией
Вы сельхоз производитель
Разместить компанию
Вы сельхоз производитель
Разместить компанию