Президент России Владимир Путин подписал закон, вносящий существенные изменения в процедуру перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории. Ключевым нововведением является необходимость обязательного согласования такого перевода с Министерством сельского хозяйства РФ. Ранее это решение принималось исключительно региональными властями без участия федерального агроведомства.
Основные изменения, внесенные законом:
• Согласование с Минсельхозом: Перевод земель сельхозназначения в другие категории теперь требует предварительного согласования с Минсельхозом России. Это изменение затрагивает Земельный кодекс РФ, федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
• Запрет на перевод особо ценных земель: Закон устанавливает прямой запрет на перевод земель, включенных в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, в другие категории.
• Критерий "непригодности земель для сельхозпроизводства": Вводится понятие "непригодность земель для сельхозпроизводства" в качестве основания для перевода земель в другую категорию. Фактически это означает, что необходимо доказать, что земля больше не может эффективно использоваться в сельском хозяйстве, прежде чем будет разрешен ее перевод.
• Ограничение на добычу полезных ископаемых: Запрещается перевод сельскохозяйственных земель, входящих в перечень особо ценных угодий, в категорию для добычи общераспространенных полезных ископаемых. Исключение предусмотрено на период до 31 декабря 2033 года для реализации приоритетных проектов по модернизации инфраструктуры.
• Сроки вступления в силу: Основные положения закона, включая необходимость согласования с Минсельхозом, вступят в силу с 1 марта 2026 года. Запрет на перевод земель для добычи полезных ископаемых начнет действовать с 1 января 2027 года.
По словам председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александра Двойных, право принятия решения о переводе земель остается за регионом, но теперь это требует одобрения Минсельхоза. Если Минсельхоз не предоставит свое заключение в течение 20 дней, это будет расцениваться как автоматическое согласие. Регионам будет предоставлено достаточно времени для согласования границ сельскохозяйственных участков, предназначенных для перевода.
Законопроект был внесен в Госдуму в феврале 2024 года группой депутатов во главе с Алексеем Гордеевым. Авторы инициативы утверждают, что закон необходим для предотвращения дальнейшего сокращения площади сельскохозяйственных угодий и защиты наиболее плодородных земель. В пояснительной записке к законопроекту указывается на значительное сокращение площади сельхозземель в России: с 638 млн га в 1990 году до 244 млн га в 2024 году. По данным Минсельхоза, значительная часть переведенных земель остается неосвоенной, что указывает на возможные избыточные переводы земель сельскохозяйственного назначения в другие категории.
Антон Помазан, партнер юридической фирмы "Рустам Курмаев и партнеры", считает, что принятые поправки являются важным шагом для эффективного регулирования оборота земель сельхозназначения. Введение системы двойного одобрения, требующей согласования с Минсельхозом, является своевременной мерой в условиях сокращения площади сельхозугодий. По его мнению, контроль на федеральном уровне поможет предотвратить злоупотребления со стороны региональных властей и позволит выработать единые критерии и порядок перевода земель, особенно учитывая важность продовольственной безопасности.
Адвокат считает важным четко зафиксировать исчерпывающий перечень случаев, когда допустим перевод сельхозугодий в земли иных категорий. Это, по мнению эксперта, позволит избежать злоупотреблений и необоснованного изъятия ценных сельхозземель.
Он подчеркивает, что застройка сельскохозяйственных территорий должна быть возможна только при условии изменения границ населенного пункта. Такой подход, в свою очередь, требует внесения изменений в генеральный план поселения, что предполагает обязательное проведение публичных слушаний, обеспечивающих участие общественности в процессе принятия решений. Это добавляет прозрачности и контроля со стороны граждан.
Кроме того, адвокат Помазан предлагает ограничить возможность перевода сельхозземель в категорию земель энергетики исключительно случаями реализации приоритетных проектов по модернизации инфраструктуры. Это значит, что перевод земли под энергетические объекты должен быть оправдан стратегической необходимостью, а не частными интересами.
Особое внимание уделяется приоритету использования земель сельхозназначения перед добычей общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ). По мнению юриста, это важная мера, поскольку нередки случаи, когда недобросовестные недропользователи начинают добычу ОПИ без получения необходимых лицензий, фактически лишая возможности использования земли для сельскохозяйственных целей. Это позволяет сохранить плодородные земли для производства продуктов питания.
Ольга Романова признает существование проблемы злоупотреблений со стороны местных органов власти в вопросах перевода земель сельхозназначения. Она отмечает, что иногда органы местного самоуправления, при утверждении правил землепользования и застройки, отдавали обрабатываемые сельхозземли под застройку. Часто это происходило из-за того, что земли находились в долевой собственности, и не все собственники успели оформить документы в Росреестре. В результате местные власти не учитывали реальную ситуацию и переводили земли из одной категории в другую, игнорируя их сельскохозяйственную ценность.
Она выражает сомнение в том, что нововведения на федеральном уровне смогут полностью исключить подобные ситуации. Она считает, что детали и особенности каждой ситуации лучше видны на местах, и федеральный центр не всегда может обладать всей необходимой информацией.
Романова также обращает внимание на сложность получения различных льгот на земли сельскохозяйственного назначения. Зачастую, по ее словам, приходится добиваться этих льгот через суд из-за позиции региональных властей. Она предполагает, что в связи с тем, что Минсельхоз не всегда может знать ситуацию на местах, количество отказов в предоставлении льгот может увеличиться. Чиновники на местах, по ее мнению, могут опасаться принимать окончательные решения и предпочтут отказать, переложив ответственность за решение вопроса на суд.
Оба эксперта сходятся во мнении о необходимости более четкого регулирования перевода земель сельхозназначения. Однако, адвокат Помазан выражает более оптимистичный взгляд на потенциальные изменения, подчеркивая важность детализированного перечня случаев перевода земель и приоритета сельскохозяйственного использования. Ольга Романова, в свою очередь, указывает на возможные сложности в реализации нововведений на практике и на потенциальное увеличение административной нагрузки на фермеров и землевладельцев. Её позиция подчеркивает важность учета местной специфики и необходимость более гибкого подхода к регулированию земельных вопросов.
Вы сельхоз производитель
Разместить компанию