Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов обратился к главе Минсельхоза Оксане Лут с инициативой ввести временные ограничения на экспорт мясной продукции. Параллельно предлагается установить квоты на беспошлинный импорт отдельных видов мяса.
Основная цель инициативы – предотвратить потенциальный рост цен на мясную продукцию в преддверии майских праздников. Чернышов считает, что подобное "шашлычное эмбарго" поможет стабилизировать внутренний рынок и сохранить цены на доступном уровне для потребителей.
Детали предложения:
• Срок действия ограничений: Предполагается, что ограничения будут действовать до 1 июня 2025 года, при этом предусмотрена возможность их корректировки в зависимости от ситуации на рынке.
• Беспошлинные квоты на импорт: Планируется установить беспошлинные квоты на импорт свинины и говядины в размере не менее 150 тыс. тонн.
Предложение Чернышова вызвало критику со стороны экспертов, в частности, главы Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергея Юшина.
Аргументы против:
• Несоответствие рыночной ситуации: Юшин подчеркивает, что предложение выглядит необоснованным, учитывая текущую ситуацию на рынке. Цены производителей на мясо птицы уже упали и находятся на уровне ниже 2023 года, а потребительские цены ниже цен в начале текущего года. Существуют проблемы с реализацией отдельных видов продукции, например куриного фарша, цена на который значительно снизилась.
• Противоречие с экспортной стратегией: В то время как отраслевое сообщество и Минсельхоз стремятся стимулировать экспорт мясной продукции для стабилизации цен и снижения убытков предприятий, предложение Чернышова идет вразрез с этой стратегией.
• Отсутствие анализа рынка: Юшин считает, что предложение было выдвинуто без тщательного анализа текущей ситуации и долгосрочных последствий для отрасли.
• Высокий уровень потребления: Эксперт отмечает, что потребление мяса в России находится на рекордно высоком уровне, превышая показатели многих развитых стран.
• Роль импорта из стран ЕАЭС: Юшин указывает на значительные объемы импорта мяса птицы из Беларуси, которые не ограничены тарифными квотами или пошлинами. Он подчеркивает, что при необходимости рынок может увеличивать импорт из стран ЕАЭС, с которыми нет тарифных ограничений.
• Низкая конкурентоспособность импортной продукции: Импорт мяса птицы из дальнего зарубежья ограничен из-за низкой конкурентоспособности импортной продукции по сравнению с дешевым российским мясом. Укрепление рубля также делает импорт более привлекательным.
По данным Национального союза птицеводов, на 13-й неделе текущего года наблюдается критическое падение оптовых цен на тушку бройлера, достигшее 142 руб./кг. Это приводит к убыткам для производителей:
• Оптовый канал: Потери достигают до 40 руб. с килограмма.
• Централизованная торговля и ритейл: Убытки составляют около 20 руб. с килограмма.
Особенно критическая ситуация сложилась с ценами на фарш из мяса бройлера. Текущая оптовая цена составляет всего 25 руб./кг, а в некоторых регионах опустилась ниже 20 руб./кг. Некоторые производители заявляют, что им дешевле утилизировать фарш, чем нести расходы на его хранение и реализацию. В прошлом году цена на фарш достигала 80 руб./кг, что наглядно демонстрирует масштаб падения.
По данным Национальной мясной ассоциации, в отличие от мяса птицы, цены на свинину демонстрируют более стабильную динамику, хотя и с нюансами:
• Потребительские цены: За последний год цены на различные части свинины выросли на 3-6%, что значительно ниже уровня инфляции.
• Оптовые цены: На основные части свинины оптовые цены даже ниже, чем годом ранее.
• Импорт и экспорт: Импорт свинины практически отсутствует, а экспорт растет, что обусловлено конкурентоспособностью российской свинины на мировом рынке благодаря относительно низким ценам.
Генеральный директор НСС Юрий Ковалев выступает категорически против предложений о временном ограничении экспорта мяса, считая это вредным для отрасли по нескольким причинам:
1. Рыночное регулирование: Цены на мясо формируются на основе баланса спроса и предложения, с сезонными колебаниями, наиболее заметными в оптовом звене. В настоящее время рынок находится в нижней точке оптовых цен, что является традиционным для конца первого – начала второго квартала года. Ожидается повышение спроса к майским праздникам, которое может привести к колебаниям оптовых цен, однако розничные сети обычно сглаживают эти колебания.
2. Влияние производства на цены: В прошлом году потребительские цены на свинину выросли всего на 3-4%, в то время как общая инфляция составила 9,5%, а продовольственная – 11%. Это связано с увеличением производства свинины на 3,6%, а также ростом производства мяса птицы, что привело к избытку продукции на рынке. НСС обеспокоен профицитом мяса и падением оптовых цен.
3. Потеря экспортных рынков: Ограничение экспорта может привести к потере с трудом завоеванных экспортных рынков. Российские производители конкурируют с крупными международными компаниями, и ограничение экспорта даст сигнал конкурентам, что Россия уходит с рынка, что приведет к потере позиций.
4. Негативный сигнал для инвесторов: Ограничение экспорта противоречит государственной политике, направленной на увеличение экспорта и производства мяса. Инвесторы, принимая решения о наращивании производства на основе льготных кредитов, могут потерять интерес к развитию отрасли, получив противоречивый сигнал.
Рынок мяса в России переживает сложный период. На рынке мяса птицы наблюдается критическое падение цен, приводящее к убыткам производителей. Рынок свинины более стабилен, но существует обеспокоенность по поводу возможного влияния профицита мяса на цены и потенциальных негативных последствий от ограничений экспорта. НСС выступает за рыночные механизмы регулирования цен и против ограничений, которые могут подорвать конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке и отпугнуть инвесторов.
Юшин поднимает критически важные вопросы, касающиеся политики таможенно-тарифного регулирования в агропромышленном комплексе (АПК), особенно в контексте текущего экономического положения и стратегических целей развития отрасли. Его ключевой посыл заключается в том, что любые решения, касающиеся изменения пошлин, квот и других мер торговой политики, должны приниматься исключительно на основе глубокого и всестороннего анализа, учитывающего не только сиюминутные колебания спроса и предложения, но и долгосрочные последствия для всей производственной цепочки, конкурентоспособности российских предприятий и национальной продовольственной безопасности.
Юшин акцентирует внимание на том, что при принятии решений о таможенно-тарифном регулировании необходимо учитывать следующие аспекты:
• Экономика производства: Особое внимание следует уделять состоянию экономики производства в конкретных отраслях, например, в птицеводстве, где, по его словам, ситуация оставляет желать лучшего. Важно понимать, какие факторы влияют на себестоимость продукции, рентабельность предприятий, доступность финансирования и инвестиций. Недооценка этих факторов может привести к принятию решений, усугубляющих проблемы отрасли.
• Взаимосвязь отраслей: АПК представляет собой сложную систему, в которой различные отрасли тесно взаимосвязаны. Решения, принимаемые в отношении одной отрасли, неизбежно оказывают влияние на другие. Например, снижение пошлин на импорт мяса может негативно сказаться на животноводстве, что, в свою очередь, повлияет на растениеводство, поскольку животноводы являются крупными потребителями зерна и кормов. Важно учитывать эти взаимосвязи и оценивать мультипликативный эффект принимаемых мер.
• Долгосрочные последствия: Необходимо оценивать не только краткосрочный эффект от изменения таможенно-тарифного регулирования, но и его долгосрочные последствия для конкурентоспособности российских предприятий, инвестиционной привлекательности отрасли и продовольственной безопасности страны. Сиюминутное стремление к стабилизации цен не должно приводить к принятию решений, подрывающих основы устойчивого развития АПК.
Юшин критикует практику принятия решений о таможенно-тарифном регулировании, основанных на сиюминутных соображениях и не учитывающих долгосрочные последствия. В качестве примера он приводит следующие ситуации:
• Беспошлинный импорт птицы и запрет на экспорт: Он считает, что в условиях, когда российские предприятия птицеводства несут убытки, предложение о беспошлинном импорте птицы или запрете ее экспорта является несвоевременным и вредным в долгосрочной перспективе. Такие меры могут усугубить финансовое положение предприятий, снизить их конкурентоспособность и привести к сокращению производства.
• Льгота на беспошлинный импорт говядины: Юшин ставит под сомнение эффективность этой льготы, утверждая, что она не принесла ощутимой пользы отрасли. Это подчеркивает важность проведения тщательного анализа результатов принимаемых мер и внесения корректировок в случае необходимости.
• Неравномерная защита отраслей АПК: Он отмечает противоречие, когда одни отрасли, от которых зависит сельское хозяйство, защищены высокими пошлинами и утилизационным сбором, а сельхозпродукцию предлагается ввозить без пошлин. Это создает неравные условия для различных отраслей АПК и может привести к деформации рынка.
Юшин предупреждает, что необдуманная политика таможенно-тарифного регулирования может привести к деградации производства в АПК и увеличению зависимости от импорта. Он подчеркивает, что снижение доходности в аграрном секторе и рост стоимости кредитов создают неблагоприятные условия для развития предприятий. Если производить сельхозпродукцию будет невыгодно, то придется увеличивать импорт, что является возвратом к ситуации 1990-х годов, когда российская экономика сильно зависела от импорта продовольствия.
Юшин подчеркивает, что экспорт является важным стимулом для развития мясной отрасли и привлечения инвестиций. Он отмечает успехи российских экспортеров на зарубежных рынках, например, вытеснение конкурентов с рынка индейки в Китае. По его мнению, отказ от экспортной ориентации может привести к стагнации или снижению производства не только в животноводстве, но и в растениеводстве, а также в смежных отраслях.
Юшин предупреждает, что непоследовательная торговая политика, когда экспорт то разрешается, то запрещается, может привести к потере позиций на внешних рынках. Он подчеркивает, что когда поставщик уходит с полки зарубежных торговых сетей, на его место приходят конкуренты. Восстановление утраченных позиций может быть очень сложным и дорогостоящим.
Аргументы Юшина убедительно демонстрируют необходимость взвешенного и комплексного подхода к таможенно-тарифному регулированию в АПК. Принятие решений должно основываться на глубоком анализе экономической ситуации в отрасли, взаимосвязей между различными отраслями, долгосрочных последствий для конкурентоспособности российских предприятий и национальной продовольственной безопасности. Важно избегать краткосрочных и непродуманных решений, которые могут подорвать основы устойчивого развития АПК и привести к увеличению зависимости от импорта. Необходимо поддерживать экспортную ориентацию отрасли и избегать действий, которые могут привести к потере позиций на внешних рынках.
Вы сельхоз производитель
Разместить компанию