Правительство Российской Федерации внесло существенные изменения в "Стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года". Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном портале правовой информации, знаменуя пересмотр приоритетов и планов развития ключевых секторов экономики. Ключевым изменением стало переориентирование сценариев развития: вместо "целевого" и "базового", как было в редакции 2022 года, новая стратегия оперирует "базовым" и "консервативным" вариантами. Это может указывать на более осторожный и реалистичный подход к планированию, учитывая текущую экономическую ситуацию и внешние факторы.
Основные изменения и целевые показатели новой Стратегии:
1. Производство сельскохозяйственной продукции:
• Базовый вариант: Рост на 25% к 2030 году по отношению к уровню 2021 года. Эта цель соответствует задаче, поставленной Президентом РФ Владимиром Путиным.
• Консервативный вариант: Рост на 13,5% к 2030 году по отношению к уровню 2021 года.
• Предыдущая стратегия: Предполагала устойчивый рост на 3% в год, с индексом производства продукции АПК в 129,7% к 2030 году по отношению к 2020 году.
• Актуальные данные: По данным Росстата, в 2024 году наблюдалось снижение производства сельхозпродукции на 3,2% после небольшого роста на 0,2% в 2023 году. Этот факт подчеркивает сложность достижения амбициозных целей, заложенных в новой Стратегии.
2. Экспорт продукции АПК:
• Оба варианта: Увеличение до $55,2 млрд к 2030 году, что соответствует задаче увеличения поставок в полтора раза по сравнению с 2021 годом.
• Предыдущая стратегия: Базовый сценарий – $41 млрд, оптимистичный – $47,1 млрд.
• Прогнозы: Центр "Агроэкспорт" прогнозирует, что объем внешних продаж продукции АПК по итогам 2024 года останется на уровне 2023 года, достигнув $43,5 млрд. Достижение цели в $55.2 млрд выглядит амбициозно, учитывая текущую динамику.
3. Инвестиции в основной капитал АПК и рыбохозяйственного комплекса:
• Базовый вариант: Увеличение на 12,2% к 2030 году по отношению к уровню 2020 года.
• Консервативный вариант: Увеличение на 7% к 2030 году по отношению к уровню 2020 года.
• Предыдущая стратегия: Целевой сценарий – рост на 50%, базовый – на 14%.
• Снижение плановых показателей роста инвестиций может указывать на переоценку возможностей привлечения средств в сектор, а также на более консервативные ожидания относительно экономической конъюнктуры.
4. Вовлечение земель в оборот:
• Оба варианта: Более 13,2 млн га к 2030 году, что соответствует федеральной программе "Земля".
• Предыдущая стратегия: Целевой сценарий – свыше 13,2 млн га, базовый – около 5 млн га.
• Сохранение амбициозного плана по вводу новых земель в оборот свидетельствует о стратегической важности расширения земельного фонда для обеспечения продовольственной безопасности.
5. Кадровая обеспеченность:
• Базовый вариант: 95% в 2030 году.
• Консервативный вариант: 92% в 2030 году.
6. Доля сельского населения: Доля населения сельских территорий – 34,7%, сельских агломераций – 34,4% в общей численности населения страны к 2030 году.
7. Технологическая независимость: Повышение до 66,7% в сфере продовольственной безопасности, как предусмотрено нацпроектом.
Обновленная Стратегия признает существенный дефицит сельскохозяйственной техники, необходимой для своевременного проведения полевых работ. Оценка дефицита составляет 62 тыс. тракторов и 34 тыс. комбайнов. Стоит отметить, что Минсельхоз ранее (в октябре) оценивал нехватку тракторов в 65 тыс. единиц. На 1 октября 2024 года парк аграриев насчитывал 432,5 тыс. тракторов, 127,4 тыс. зерноуборочных комбайнов и 15,1 тыс. единиц кормоуборочных
комбайнов.
Несмотря на внесённые корректировки, эксперты указывают на то, что Стратегия может недостаточно учитывать реалии последних лет и недооценивать риски для дальнейшего развития отрасли, особенно в контексте износа основных фондов (включая сельскохозяйственную технику) и ограниченных возможностей бизнеса для их обновления. Это ставит под сомнение достижение заявленных плановых показателей.
Обновленная Стратегия развития АПК и рыбохозяйственного комплекса до 2030 года представляет собой попытку адаптации планов к изменяющимся экономическим условиям. Переход к более консервативным сценариям свидетельствует о реалистичной оценке потенциальных рисков. Однако, достижение амбициозных целей, особенно в области увеличения производства и экспорта, будет зависеть от эффективной реализации государственной поддержки, стимулирования инвестиций и решения проблемы износа основных фондов в отрасли. Дальнейший мониторинг и оперативная корректировка стратегии с учетом текущих вызовов представляются крайне важными для обеспечения устойчивого развития АПК и продовольственной безопасности страны.
Вы сельхоз производитель
Разместить компанию